Бесполезный логотип

2
Feb

Про снег

19

Снег оказался удивительно политически несознательной субстанцией. Вот ещё 16 января всенародно любимый губернатор Жвачкин заявил: Я не как губернатор, а как человек стараюсь по выходным проехаться по улицам. На мой взгляд, стало лучше.

Что называется – “накаркал”. На следующий день начался сильный (но ни в коем случае не аномальный для Томска) снегопад, который с перерывами продолжался 4 дня. Как выяснилось, от перемены мэров снег не изменяется. И на голову Кляйну снег падает с тем же успехом, как он сыпался Николайчуку. Городские службы в лице Спецавтохозяйства с снегопадом не справились – было много снежной каши на асфальте, дороги сузились до безобразия, а некоторые улицы вообще стали напоминать каньоны. Передвижение по городу было сопряжено с проблемами. Про тротуары и говорить нечего – пешеходы могли почувствовать себя первопроходцами Сибири и покорителями снежных гор.

При этом катастрофы в Томске не произошло. Общественный транспорт продолжал ходить (пусть и с некоторыми перебоями), по городу вполне можно было ездить на легковой машине (правда в районах типа Степановки можно было внезапно задержаться), люди ходили на работу, в магазины исправно завозили продукты и так далее. Ну то есть всё как обычно: снег падает, граждане ругают власть, но жизнь как-то идёт. Сейчас вот снегопады кончились, температура понизилась, снег “сел”, его чуть прибрали – жизнь то налаживается!

Почему смена мэра и руководителя САХа никак не повлияли на уборку снега в городе? Ответ прост: деньги. На 2015 год на зимнее содержание дорог выделено 255 миллионов рублей. На 2013 – последний Николайчуковский – было 199. Если считать, что инфляция за 2 года составила 18%, то получим 234 против 255, прибавка составила меньше 10%. Естественно, подобное увеличение финансирования не может привести к радикальному улучшению качества работы. “Коэффициент воровства” в муниципальном учреждении для простоты будем считать постоянным. Вот на ремонт дорог летом 2014 денег выделили – и сразу стал виден результат. А со снегом решили какой-то магией обойтись. Не получилось.

По итогам произошедшего мэр Кляйн извинился перед томичами. Сравните, кстати, с “кому не нравится валите на юг” от сами знаете кого. Но если Ивану Григорьевичу не хочется и дальше оказываться в столь неловком положении, то стоит понять: до весны снег сам не растает. А значит зимой его придётся убирать, а на это нужны деньги. Заметно больше, чем выделяется сегодня.

Ну или можно надеяться на малоснежные зимы. Вот следующая вполне может быть таковой.

Ситуация в Томске 18-21 января в двух картинках:

614056b339be989d07ecf74dfce4e6dc_lg85d846[1]
фото (с) Елена via news.vtomske.ru

Если вы вдруг подумали, что фура зачем-то залезла во двор, то не верьте глазам своим. Это не двор, не внутриквартальный проезд, а вполне себе улица Вершинина. Я ещё могу понять узость проезжей части – в период сильного снегопада вывозить снег некогда. Но просто сгребать с дороги его можно?

С тротуарами всё традиционно совсем плохо. Про это тоже есть прекрасная картинка

7pquac9v5ey[1]
фото (с) Наташа Ненаженко via tv2.tomsk.ru

Тяжело быть в Томске пешеходом. И маленьким трактором тоже.

VN:F [1.9.22_1171]
Оценка: 5.0 (8 голосов)
Про снег, 5.0 out of 5 based on 8 ratings

  1. 1

    Я, вообще, пешеход-домосед, но сам заметил, что уборка снега на тротуарах и прочих пешеходных участках ведется как-то очень странно. То есть в один день снег вычищают натурально до асфальта, а потом месяц могут не трогать вообще. В некоторых местах ощущение складывается, что ждут пока накопится “достаточно”, чтобы лишний раз не убирать, и это “достаточно” может означать вплоть до чуть ли не метра.

    Shooter__Andy, 2.02.2015 23:53  
  2. 2

    @ Shooter__Andy,
    Тоже возникло ощущение, что имеющимися ресурсами можно было распоряжаться с большей эффективностью, а не вычищать 5 раз в день 3 основные улицы, а остальные – по остаточному принципу.
    РС: рекордное количество аварий с САХовскими машинами, да ещё нелепый несчастный случай с водителем мини-трактора говорит о том, что на износ люди работали, концентрации никакой не осталось.
    РРС: помогите найти тротуар на Мичурина от Рабочей до Беринга.

    Лексей, 3.02.2015 8:49  
  3. 3

    А вот и оно
    Томску нужно в два раза больше средств на уборку зимой снега. Об этом сегодня на заседании Думы Томска заявил мэр Иван Кляйн.
    только толку то

    tLS, 3.02.2015 11:39  
  4. 4

    Может быть проблема в неэффективном использовании имеющихся ресурсов. К примеру снегоотвалы сильно далеко, их мало, или их пропускная способность низкая (пробки на въезде).
    К примеру если купить несколько мобильных снегоплавилок и рассредоточить их по ключевым местам города, это могло бы заметно снизить надобность в технике.
    Вот в сибе купили такие плавилки, какой у них интересно опыт их использования.

    AlexKK, 3.02.2015 11:53  
  5. 5

    В новосибирске расстояние вывоза снег из центра значительно выше.

    Плавилка на нормальном топливе – это однозначно не вариант, слишком дорого, особенно при низких температурах воздуха. А вот если её на дармовое тепло посадить – совсем другое дело. Но это индивидуальный проект, сложно, дорого.

    tLS, 3.02.2015 12:58  
  6. 6

    Ну как бы с организацией работ у САХ тоже не все хрошо. Вечером вычистили остановку Балтийская, причем хорошо так вычистили. Утром прошли щетки по Балтийской и снова засыпали остановку….. (Что называется к вопросу о накатах на остановках….) И тут увеличение средств в 2 раза не поможет. Тут простая организация труда, сначала щетками чистим улицу потом проходимся по остановкам, но никак не наоборот.

    mk, 3.02.2015 13:52  
  7. 7

    @ tLS,
    А что дороже, сжигать топливо в двигателях грузовиков пока они едут до снегоотвала и платить водителям за это время или сжигать топливо в снегоплавилке? Все ведь относительно. Не факт что ограничением тут является количество техники, а не ежедневный перепробег до снегоотвалов или их пропускная способность.

    AlexKK, 3.02.2015 14:16  
  8. 8

    главный уборщик снега не дожидаясь подал в отставку) скорее всего – его подали))

    heine, 3.02.2015 14:21  
  9. 9

    @ AlexKK,
    Насколько я знаю, плавить снег дороже по энергозатратам, чем его перевозить.

    Shooter__Andy, 3.02.2015 17:51  
  10. 10

    AlexKK пишет:

    А что дороже, сжигать топливо в двигателях грузовиков пока они едут до снегоотвала и платить водителям за это время или сжигать топливо в снегоплавилке?

    Давай посчитаем. Увезти 25 кубометров снега в большом грузовике нам обойдётся где-то в 600 рублей (20 км пробега грузовика по 30 рублей за километр).

    Теперь давай его плавить.
    В 25 кубометрах снега у нас 5-11 тонн льда по сути. Возьмём по нижей планке. Растопить 5 тонн льда с теплотой плавления 300 КДж на кг нам потребуется 300*5000=1500 МДж тепла.
    Удельная теплота сгорания солярки 43 МДж на кг. 35 кг солярки нам потребуется при КПД 100%. 35 кг это где-то 42 литра солярки по 30 рублей – 1260 рублей. Не страшно.

    Но нам ещё надо нагреть 5 тонн льда, прежде чем его плавить. Если температура снега -15, то на нагрев килограмма до нуля уйдёт ещё 2,1*15=31,5 КДж энергии. На все 5000 кг уйдёт ещё 155 МДж энергии или всего 5 л солярки. Ну, при КПД 100%.

    Итого 50 литров солярки на грузовик в идеальных условиях. В рекламных проспектах снегоплавилок пишут 100 р на кубометр. Где-то так и получается.

    В принципе не катастрофично, да. С большими грузовиками не тягаться, а вот с ЗИЛами с их мелкими бункерами – вообще легко.

    tLS, 3.02.2015 17:55  
  11. 11

    @ tLS,
    Хороший расчет. Только тут бы я считал не по затратам на солярку, а по производительности на 1 единицу техники. Пусть 1 рейс до снегоотвала занимает полчаса. Значит производительность такого грузовика за одну смену равно 16 рейсов умножить на 25 кубов, то есть 400 кубов на один грузовик.
    Теперь купили 10 снегоплавилок и поставили их так чтобы оборотный рейс был не 30 минут, а 10. Получим производительность 1 грузовика 1200 кубов. То есть мы можем купить в 3 раза больше грузовиков или заставить уже имеющиеся в 3 раза более эффективнее работать. Другой вопрос в производительности снегоплавилок. Быстрое гугление показало такого зверя: http://sdelanounas.ru/blogs/44922/ производительностью 250 кубометров в час, или 10 грузовиков. Правда цена кусается, 150 миллионов это 40 новых камазов.
    С другой стороны, высвобождается земля под снегоотвалами, которую можно застроить, что само по себе может окупить их покупку.

    AlexKK, 3.02.2015 19:29  
  12. 12

    Круто было бы зафигачить снегоплавилку на территории ГРЭС-2 с теплом от водооборота. А центр можно плавить на ТЭЦ-1, но не знаю как там с лишним теплом.

    tLS, 3.02.2015 19:50  
  13. 13

    tLS пишет:

    Круто было бы зафигачить снегоплавилку на территории ГРЭС-2 с теплом от водооборота. А центр можно плавить на ТЭЦ-1, но не знаю как там с лишним теплом.

    Снежок у нас в лютые морозы не падает обычно, значит теплогенерирующие мощности нагружены не на 100%. Теплотрассы есть во всём городе, плавильщиков можно поставить много .В общем, идея занятная, как минимум.

    Lexey, 3.02.2015 21:08  
  14. 14

    http://www.tv2.tomsk.ru/news/dlya-effektivnoy-uborki-ostanovok-gorod-kupit-parogenerator
    Почти в тему, только про уборку остановок, а не плавильню снега.

    Lexey, 3.02.2015 21:32  
  15. 15

    Lexey пишет:

    tLS пишет:

    Круто было бы зафигачить снегоплавилку на территории ГРЭС-2 с теплом от водооборота. А центр можно плавить на ТЭЦ-1, но не знаю как там с лишним теплом.

    Снежок у нас в лютые морозы не падает обычно, значит теплогенерирующие мощности нагружены не на 100%. Теплотрассы есть во всём городе, плавильщиков можно поставить много .В общем, идея занятная, как минимум.

    На теплотрассы нельзя. В них _товарное_ тепло, то есть стоящее денег. А в тепловом цикле теплоэлектростанции есть необходимость довольно сильно охлаждать воду, это обычно с помощью градирен делают. Вот это бесплатное тепло, более того, градирня сама по себе денег немалых стоит.

    tLS, 3.02.2015 22:59  
  16. 16

    tLS пишет:

    когда-нибудь я обязательно найду, где в настройках меняются умолчания для комментариев

    Shooter__Andy, 4.02.2015 2:42  
  17. 17

    Вадим, коменты, опяааать

    ха41, 4.02.2015 7:12  
  18. 18

    И если помечтать, то можно использовать ж/д ветку, ведущую на ГРЭС, чтобы свозить с локальных снегоперевалозных пунктов, благо рельсы еще много где в городе сохранились. Так можно возить снег с Каштака, Иркутского, Черемошников.
    Можно вообще оставить в ведении города приём снега и его транспортировку до места плавления, а функции уборки снега и подвоза до пунктов приема снега отдать частникам. А платить им, к примеру, за каждый самосвал со снегом.
    http://inventions.ru/post_1272778389.html

    AlexKK, 4.02.2015 10:31  
  19. 19

    Лексей пишет:

    @ Shooter__Andy,
    РС: рекордное количество аварий с САХовскими машинами, да ещё нелепый несчастный случай с водителем мини-трактора

    Да ладно, тут одному вообще пьяный тракторист из трактора САХа на лобовое вывалился )

    ZAPADLO, 4.02.2015 16:16  

Оставить комментарий